+7.812.987.44.12

Как случилось, что танец городских низов окружил встречу мужчины и женщины приличиями, достойными самого взыскательного общества? Очень просто. Когда ты каждый вечер смотришь в глаза одним и тем же людям, с которыми живешь по соседству, – каково оказаться отвергнутым или скомпрометированной? Когда у тебя мало интересов, кроме этих танцулек, и мало активов, кроме репутации, зато есть нож, чтобы ее защищать, но такой же нож есть и у парня, танцующего в шаге от тебя, а на десять девчонок по статистике сотня ребят, – каково разбудить девушек, грезящих в ваших объятиях, неосторожным столкновением?

В одном пакете с традициями милонги, танго стало культурным сокровищем мирового значения, оставаясь будничным способом провести вечер / прожигать ночи для доброй части населения Буэнос-Айреса. Меняются люди, меняются нормы, никто уже не станет в здравом уме выяснять отношения дракой, но кодигос – неписанные правила танго-этикета – и поныне играют важнейшую роль в танго-сообществах разных стран, помогая танцорам чувствовать себя на незнакомой милонге как дома.

Начнем с техники безопасности.

Правила навигации на танцполе

1. Мужчины не пятятся!

Ни шагу назад против линии танца!

2. Ближе шага не догоняйте.
Вдруг пара впереди решит выполнить объемную фигуру или шарахнется от третьей пары?

3. Дальше шага не отставайте.
При любой плотности трафика, держитесь середины между парой впереди и позади.

4. Не прыгайте из ряда в ряд без крайней надобности!
Не занимайте центр, а заняли, уж там и оставайтесь. Не танцуйте между рядами!

5. Обгон справа строго запрещен!
Справа у пары – слепая зона. У партнера обзор закрыт партнершей, у партнерши часто закрыты глаза. На случай помехи слева, пространство справа должно быть чистым, и горе тому, кто в нем оказался.
При крайней необходимости, обгонять только слева.

6. Держите ноги на полу!
Ведя или выполняя болео, ганчо, сакаду, убедитесь, что в зону поражения никто не попадет.

7. Углы танцпола не срезайте – заполняйте.
Углы так удобны для хиро, болео, ганчо, парад.

8. Двое столкнулись – двое извинились.
Кто бы ни был причиной столкновения, скажите второй паре взглядом: «Извините».
Мужчина извиняется за всю пару, женщина – за самовольную неосторожность. Если соседи не смотрят на вас, поглощенные сохранением своего танца, во время кортины подойдите извиниться словами.

9. Освобождайте танцпол на время кортины.
Решили остаться еще на тандочку? Отойдите в сторону, послушайте начало музыки, понравится – вернетесь на ронду. Пусть другим будет удобно кабесеить.

10. Пешеходам на дороге не место!
К даме, к бару и т.д. проходим по обочине танцпола.
Выходить на ронду желательно с угла, предупредив глазами надвигающуюся пару. Убедитесь, что та пара вас заметила и пропускает.

Чтобы всем было комфортно, принимается, что свободное пространство между парами делится ими поровну. То есть у каждой из соседствующих пар есть право на шаг в сторону центра просвета между ними, чуть-чуть не доходя до него. Напомним, что у пары четыре ноги, из них две оканчиваются холодным оружием – «шпилькой» и бывают весьма длинны, иногда даже своенравны, но отвечает за них тот, кто ведет. Недопустимо подставлять партнершу под удар, даже если нарушитель трафика – не ты.

Почему не нужно занимать центр танцпола? Туда сбегают совсем несмелые новички, которым трудно двигаться в общей ронде, ни на кого не натыкаясь (но если постоянно плавать в «лягушатнике», то как привыкнуть к «глубине»?) А еще в центр вытесняют злостно-буйных ногомахателей, в народе именуемых «вентиляторами», или еще какими нелестными эпитетами на местном наречии. Хорошие танцоры отличаются от них тем, что в состоянии ввернуть сложную фигуру в течение ронды плавно, компактно, почти незаметно на фоне элегантного владения простыми шагами.

Сборы на милонгу

В деле парных танцев то с мужской, то с женской стороны иногда звучат жалобы на несвежее дыхание, одежду или тело, а также на чрезмерную надушенность. Что тут можно посоветовать?

— Помимо лука и чеснока, избегать острой пищи, так как многие специи меняют запах пота в худшую сторону. Не забыть избавиться от жевательной резинки до начала танцев. )
— Прихватить запасную рубашку / футболку. Если потеет спина, выручит сменная футболка под рубашкой. Самые франтоватые милонгерос оберегают дамскую ладошку от неприятных впечатлений посредством пиджака или жилетки.
— Не все танцоры готовы обнять малознакомую женщину за оголенную спину. Одни стесняются, для других испарина на коже партнерши мешает тонкому ведению, третьи как-то подозрительно воодушевляются. Посему современная практичная танго-мода чаще открывает не спину, а плечи.
— Как отмечает Себастьян Арсе, парфюм правильно распылять на загривок, на дальнюю сторону шеи (левую) и на дальнее запястье (у партнера – левое, у партнерши – правое).

Приветствия и приглашения

Аргентинская пылкость в дружеских отношениях покорила и северное полушарие. Встреча на милонге выглядит примерно так. Оказавшись поблизости, девушки обмениваются чмоками с приятелями и приятельницами, выражая объятьями особые симпатии. Парни обнимают товарищей, как в старых фильмах. Между шапочными знакомыми достаточно словесного привета.

В изначальной традиции Буэнос-Айреса, если пара пришла вместе, то и танцевать в этот вечер она будет только вместе; если вместе ушла, то это практически официальная декларация близких отношений; если поженилась и танцует с чужими – что-то тут не так. В тесных европейских танго-сообществах, где танго стало самоценным творчеством, а съем и сватовство – бонусным лотерейным билетиком, таких условностей нет. Эта пара пришла вместе с практики, дотанцевала, договорила, да и разбежалась охотиться из разных углов. Эта парочка всюду ходит рука об руку, но мужчина пригласил другую женщину – тем самым он показал, что его спутница тоже открыта для приглашений, вон как глазищами стреляет. Эти двое много танцуют вместе и сидят рядом, но по обще-светскому этикету можно, подойдя к столику, спросить разрешения у кавалера пригласить его даму (правда, многие партнеры предпочтут не встревать, ведь вокруг еще столько свободных тангер). А эти сели в одну машину, потому что живут в одной стороне. А это бывший бальник считает делом чести хоть недалеко проводить свою лучшую партнершу.

Искусство кабесео

Звучит кортина между тандами, оттанцевавшие разбредаются по залу, сидящие и стоящие оживляются. Самые нетерпеливые начинают приглядываться, особенно если ожидаются вальсы (обещанные А.), милонги (в которых так хорош Е.), или Ю. сейчас опять украдут. Самые искушенные ждут, какой будет новая танда, чтобы выбрать себе родственную душу для переживания скрипок Ди Сарли с вокалом Дюрана, шустрое тело для синкоп от Бьяджи, или правильную породу чертей для какой-нибудь альтернативки.

Партнеры и партнерши с доброжелательной ленцой сканируют пространство зала, стараясь встретиться глазами с тем, кто интересен, и мягко увернуться от неугодных взглядов. Согласно кодигос, кто ест, курит*, беседует, играет с телефоном, что-то ищет или поправляет, обут в нетанцевальное – плясать сейчас не расположен. А когда барышня сидит на милонге разутая, это значит «я в домике», и тому, кому удалось соблазнить эти усталые ножки на танец, выпала большая привилегия…

* В Санкт-Петербурге и большинстве европейских городов (кроме греческих) не курят в помещении милонги.

Есть! Взаимный интерес во взглядах разгорается в однозначное желание: «танцевать сейчас с тобой». Этот сигнал заряжен энергией, его можно почувствовать кожей, поймать в зеркале, распознать с пяти метров, подстрелить добычу на балконе театрального зала. Но нередко зрение подводит нас, и случается проглядеть шанс, принять на свой счет послание по другому адресу, или подать надежду сразу двоим.

Для гордого портеньо не так страшно безуспешно протаращиться на девушку своей мечты весь вечер, как подойти к партнерше, даже выбранной со скуки, и нарваться на отказ при всем честном народе. В древнем Буэнос-Айресе «неудачнику» надлежало тут же удалиться с милонги и за… затаиться, пока эль скандаль не забудется, а всем его друзьям никогда больше не приглашать зловредную гордячку. Современное правило мягче: и тот, кто подошел приглашать «вручную», получив отказ, и та, кто ему отказала, должны пропустить текущую танду. Приглашать следующую барышню, как ни в чем не бывало (и принимать такое приглашение), либо, публично отказав одному, подхватываться навстречу другому мужчине, пока даже песня не дозвучала, – верх невоспитанности.

Дабы не конфузить кавалеров и не неволить дам танцевать с каким-то корявым нахалом или отсиживаться, сложилась традиция заключать неразрывный договор о намерениях на расстоянии. Проявить инициативу выразительным взглядом могут и мужчина, и женщина. Следует легкий наклон головы в сторону танцпола. Иногда еще мужчина произносит одними губами пароль: «Vamos?» – пойдем станцуем? Женщина отвечает кивком, тогда мужчина направляется к ней. Оба стараются не терять зрительного контакта. Приблизившись, насколько позволяют толпа и мебель вокруг женщины, мужчина повторяет приглашающий жест (кивает, протягивает руку, улыбается), и ей пора выйти к нему навстречу.

Допустимо подняться с мест одновременно, чтобы встретиться на танцполе. Но может статься, что соседка, по-восточному трепетно или по-западному нахально приняв приглашение на свой счет, окажется впереди. Придется кавалеру танцевать не с той, кого он выбрал. В неловкое положение попадут все трое. Если на родине танго за завсегдатаями милонг закрепляются персональные места, то в Европе можно кочевать по залу – разумеется, с готовностью освободить чужой стул по первому взгляду. Просто целесообразно находиться весь вечер в одном и том же квадрате местности, чтобы тебя легче было найти.

Ну а если договор о намерениях не состоялся? Визави отводит глаза – «не сейчас», качает головой – «не сегодня», или рисует пальцем в воздухе дугу – «подождем следующей танды». Тогда обе стороны продолжают охоту. На протяжении первой-второй мелодии в танде шансов получить приглашение / согласие больше. На третью обычно выходят с теми, в ком не уверены. Не всем такая ассоциация понравится, – но, может, человек отсутствовал или сидел, отдыхал, а тут любимая песня. Если пара начала с третьей-четвертой мелодии, и танец складывается, по-хорошему стоит остаться еще на танду.

Между друзьями церемоний меньше. Можно подойти, перекинуться парой слов, и вывести разговор на «потанцуем?» Этот вариант хорош и для тех, кому зрение не позволяет кабесеить. Но нужно быть очень внимательным. Если человек не рад вашему обществу, не стоит испытывать его / ее терпение«высиживанием». Результата не будет, а настроение испортится.

Разговорчики в строю

Поскольку танцплощадки призваны служить общению и знакомствам, у родоначальников танго принято беседовать при выходе на танцпол и в паузах между композициями, так что чуть не по полпесни вся ронда стоит, не давая отдельным парам стронуться с места. За пределами Аргентины разговорная часть сведена к минимуму. Но общее правило едино: начали танцевать – танцуйте молча. Иначе не войти в состояние совместной динамической медитации, колдовского транса, тангоманьего «Сумрака».

В этом правиле много уважения к музыке танго, к людям, ее создавшим, и к остальным танцорам. Как и в рекомендации «no music, no love». Импровизировать в тишине или во время кортины бывает прикольно и романтично, но «не тру». Исключение – объявленная диджеем cortina para bailar: сальса, рок-н-ролл или еще какая разрядка посреди долгой ночной милонги. Диджея не принято беспокоить заказами. Это все равно, что давать подсказки капитану корабля. Но можно улучить момент, когда он не слишком занят, и спросить, какой оркестр сейчас будет или как называлась понравившаяся мелодия.

Негоже комментировать свой танец: спрашивать, «а что щас было» (милонга – это вам не практика), делать замечания (кто сам в состоянии сделать танец пары безупречным, поучать не станет), и даже извиняться за ошибки (ибо отвлекает от процесса). «В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни. Ошибаешься – сделай вид, что так и надо, и танцуй дальше», — герой Аль Пачино мыслит, как настоящий тангеро. От настоящего тангеро можно услышать: «Что – “ну как”? Сейчас я танцевал не с ученицей, я танцевал с женщиной.» А от настоящей женщины… «Как он танцует? Со мной – прекрасно!»

Постоянной паре либо добрым друзьям бывает трудно удержаться от «разбора полетов» после милонги. Обратная связь полезна, но такие разговоры требуют чуткости, такта и устойчивой самооценки, чтобы рассуждения о качестве своего танца не воспринимать на счет своих мужских или женских качеств.

Когда говорить «спасибо»?

По аргентинским понятиям, одна танда в одни руки – норма, две – привилегия, три кряду – похоже, у пары сегодня будет кофе (ну, вы поняли), или отношения уже сложились. Иностранцы, конечно, завели свои порядки. Так, московские тангерос подолгу не отпускают понравившихся партнерш, и тангеры не спешат говорить партнеру «спасибо», если им было хорошо. А в небольших сообществах с короткими милонгами (таких, как Киев) и на оживленных фестивалях жадничать не принято. Никто не обижается, если ему уделили всего одну танду. Но и две-три-больше танд за вечер не обязательно означают «тили-тили-тесто», ведь хороший танец – еще не гарантия совместимости по всем прочим параметрам.

Вот танда подошла к концу. Можно просто молча остаться на краешке танцпола, можно оставить себе свободу маневра – «Подождем, что за музыка будет?» Но уж если кто-то произнес «спасибо», то пора и честь знать. Скорей всего, его или ее уже не удастся закабесеить в этот вечер. Впрочем, ничто не мешает уточнить:«Потанцуем сегодня еще?» «Давай встретимся на вальсах?» «Чур, милонги за мной!»

Увы, не всегда танда пролетает на одном дыхании. Иногда она тянется мучительно долго. Однако начинашкам не стоит переживать об этом. Их неловкость простительна. Их трепет очарователен. Их искренность бесценна. А всякий опытный танцор сам живо помнит свои первые шаги. Уж если кавалер пригласил новенькую, уж если дама приняла приглашение новичка, они и дотанцуют, незаметно скомпенсировав погрешности, и ободрят. Но если у младших товарищей раньше времени вырвалось обычное вежливое спасибо, могут неправильно понять. Учитесь благодарить комплиментами, амигос.

Если, несмотря на взаимные старания, танец портит настроение, на три мелодии все-таки стоит набраться человеколюбия (особенно когда неясно, тебе ли неудобно, или с тобой неудобно). Две мелодии – это если старания оказались невзаимными. «Посадить» после одной – карательная мера, а сбежать посреди мелодии – публичная казнь за неадекватность. Он ей все ноги оттоптал, на ухо глупости болтал, за низ спины ее хватал, и поясницу изломал. – Она не ходит, не стоит, поверх плеча с другим финтит, ведения не слышит, брыкается повыше

Романтические ритуалы

На танцполе кавалер первым предлагает левую руку, а дама входит в объятие, выбрав комфортную для себя дистанцию. Зато с окончанием музыки мужчина медлит отпустить женщину, показывая, что за ценное сокровище ему досталось. Хорошим тоном в Аргентине считается цветистый комплимент-piropo («рубин»). «Прощайте, ангел с крылатыми ногами!» – как-то так. Комплименты никого ни к чему не обязывают, «это как подарить на ходу незнакомке цветок» – подтверждение национального мужского характера. Нашим краям слишком пафосный слог не идет: напоминает смски, сочиненные на заказ. Но если мальчикам по нраву и эта игра, пожелаем им непринужденности, а девочкам снисходительности.

У пар, которые пары «по жизни», в танго сам собой складывается обычай начинать и заканчивать милонгу вместе. Первую свою танду за вечер хорошо танцевать с кем-то знакомым, приятным и привычным, кто не стесняется собственного несовершенства и поддержит тебя в минуту неуверенности. По определению очень похоже на любимого человека (если же с доверием в отношениях есть проблемы, то танго послужит верной, хотя, может, и жесткой терапией).

Последнюю танду диджей стремится сделать самой вкусной. Опять-таки, логично, с кем разделить десерт и сказать последнее слово. Но если не довелось – есть еще один шанс. По традиции, об окончании милонги возвещает самое знаменитое танго La Cumparsita. Иногда даже две, благо, аранжировок «Кумпарситы» множество. Кодигос намекает, что ее танцуют с кем-то особенным. Чье сердце не занято, поищет себе свободную даму / кавалера, а уж если парочки застигнуты звуками Кумпарсы на танцполе вперемешку (хорошая милонга пролетает незаметно), то будет уместно разбежаться по родным объятиям.

Но любить «Кумпарситу» много лет из милонги в милонгу нелегко, даже в разных исполнениях. Поэтому каждая пара сама решает, какую танду назначить финальным аккордом своего танго-вечера.

Авторство: Aliento del Tango (аргентинское танго в Киеве).