+7.812.987.44.12

Танго – здесь и далее, аргентинское танго (не путать с европейским бальным танго, финским танго и кичем «для туристов», имитирующим сценическое аргентинское танго):

1) Музыка в ритме «РРАЗ-два-ТРИ-четыре» (исп. dos por cuatro – 2/4). Характерные замедления (rubato), полиритмия и отсутствие метронома отличают ее от бального стандарта «таРАЗ-два-три-чтырь». Ударные присутствуют в электронном танго, которое произвело фурор в начале этого века и потихоньку выходит из моды, т.к. приедается по мере развития вкуса к «классике» (под которую тоже можно, если очень хочется, танцевать в стиле танго нуэво).

Русское и польское танго мягко подражают аргентинскому танго 20х-30х годов, но на милонгах ставятся забавы ради, редко и осторожно. Украинское танго можно услышать в некоторых клубах Львова, где доля забавы в танго особенно велика.

2) Парный танец-импровизация из шагов, поворотов и ряда производных фигур, основанный на принципе ведения-следования посредством объятия, в специфической технике. Если образцы жанра не вызывают сомнений, то всякие новации в музыке и танце рождают горячие, затяжные споры: «это не танго»«танго под нетанго – это танго или нет»«танго, чтобы танцевать, vs. танго, чтобы слушать», «достаточно ли  только шагов», «где пролегают границы между стилями».

3) Чувство полного слияния в паре, состояние двигательного транса: «Танго Случилось». Сопровождается мощным и долгоиграющим выбросом эндорфинов в кровь (отсюда шутейное «тангазм»), который легко спутать с влюбленностью. А иногда и влюбленностью…

Танго-вальс (исп. vals) – музыка в ритме «РАЗ-два-три», танец в круговой динамике.

Милонга (юж.-ам. milonga – басня, околесица) – 1) музыка в ритме «таРАМ-пам-ПАМ_», обычно быстрая или очень быстрая; танец на коротких шагах.

У милонги есть презабавнейшие исторические предшественники: канженге (canyengue) и кандомбе(candombe). У нас их тоже изучают и даже иногда танцуют.

Милонга – 2) танго-вечеринка; 3) место проведения таковой. Традиционно, это кафе или ресторан, но может быть и танцзал, и даже уличная площадка, или павильон на холме, покрытом виноградниками.  Бывают милонги на кораблике.

Фестивальные милонги Европы часто устраиваются в исторических дворцах. Можно жить в отеле, где проходят мастер-классы и милонги (что особенно приятно на курортах). Другие тангабельные места – мосты и набережные (Москва, Базель, Париж), яхт-клуб (Бейрут), понтон посреди Босфора (Стамбул), шотландская часовня (Будапешт), пустыня при свете факелов (Иордания), пляжный песок и прибой (Испания), сеновал на ферме (Словения), для полных маньяков – полный бассейн (Хорватия). Но, по большому счету, главное на милонге – это люди, настроение, хороший диджей и удобный пол.

Танго-фестиваль – это не соревнование. Это возможность потанцевать с людьми из других уголков мира, потусить с новыми друзьями, обогатить свой двигательный опыт и мироощущение, поучиться у супер-пупер-маэстрос, побывать там, где и не мечтал… еще и обновить тангардероб. Соревнования по танго называются мундиаль (исп. mundial – всемирный), проходят в Буэнос-Айресе, цели имеют тусовочные и пиарные: придать молодым талантам, неизвестным за пределами родного города, официального весу для преподавания за рубежом. Попытки грингос проводить свои соревнования, привнося в интимное искусство танца-отдыха, танца-общения спортивные критерии, частенько скатываются в профанацию и считаются не «тру».

Милонгеро, милонгера – завсегдатаи милонг, для которых танго стало частью жизни.

Кодигос (исп. codigos – кодексы) – правила поведения на милонге, сложившиеся в культуре танго для того, чтобы поддерживать атмосферу таинства, медитативности, гендерной романтики, взаимного уважения, а также безопасность передвижения на танцполе. «Кодигос – как армейский устав: написан кровью.» Читать!

Также полезно при ловле официантов

Кабесео (исп. cabeceo – кивок, от cabeza – голова) – невербальный ритуал дистанционного приглашения на танец (см. Кодигос). В русском танго-жаргоне бытуют производные: «кабесеить» кого-то / кому-то – ловить взгляд и посылать мимические сигналы с целью договориться о танце; «закабесеить» кого-то – получить таким образом приглашение кавалера или согласие дамы;«закабесеивать до дыр» – безуспешно сверлить взглядом. Кабесео придает взаимному выбору изящество игры, а также помогает обеим сторонам сохранить достоинство в случае отказа.

Танда (исп. tanda – смена, кон, отделение) – однородная подборка из 3-4 композиций танго, вальсов или милонг. В танго приглашают не на один танец, а на целую танду. Это необходимое и достаточное время для того, чтобы установить контакт, «прожить общую историю», насытить чувства, и мягко расстаться. Бывает, танда начинается недоумением и дискомфортом, а заканчивается полным взаимопониманием. Бывает, одной танды не хватило приспособиться друг к другу, но пара чувствует, что им еще есть о чем танцевать. Бывает так, будто знали друг друга всю жизнь, и расставаться не хочется. А бывает – дай бог сил дотерпеть этот ужас. Повести себя красиво поможет знание всё того же (или тех же?) кодигос.

Спасибо (исп. gracias) – произносится при расставании. Не говорите «спасибо» между танцами, если хотите дотанцевать танду. Выразите свою признательность как-то иначе.

Кортина (исп. cortina – занавес) – вставка нетанго-музыки между тандами. Дает время партнеру отвести даму на ее место и вернуться на свое. Опытные диджеи при помощи кортины иногда подсказывают, какое настроение будет у следующей танды.

Ронда (исп. ronda – круг, хоровод) – ряд, линия танца. Направлена против часовой стрелки. В зависимости от ширины танцпола, ронд может быть несколько. Без крайней нужды нельзя перестраиваться из ряда в ряд, и очень плохо танцевать между рядами.

Трафик (англ. traffic – дорожное движение) – направление и плотность движения на танцполе. – «Четкий трафик». «Переть против трафика». «Сумасшедший, хаотичный трафик.»

Навигация – умение маневрировать, «выживание в трафике». Этому тоже учат. Навигация – обязанность партнера, но помощь партнерши (не махать ногами как попало, нежно удержать партнера от столкновения с парой вне зоны его видимости) очень ценится.

Азы техники танго

Танго – это естественно.

Постура (исп. postura) – осанка, обеспечивающая взаимный комфорт, четкость ведения-следования и эстетику танца. «Выстроенная постура»«Кривая постура»«Вернуться в постуру»«У него постура бальника». Вообще-то у бальников «стойка», но после переучивания на танго-постуру – грудью навстречу, попой назад – фирменная стройность остается. И славно.

Ось (исп. eje) – элемент постуры. Разными преподавателями определяется по-разному. Один из лучших тангерос города отказывается признавать в своем теле несуществующую штуковину. Нам тоже милее такие научные понятия, как «ось симметрии», «ось вращения», «центр масс», и метафора «внутренний стержень». Однако мы с вами и до анатомии танговских осей докопаемся, и прочувствуем, что такое «перенести ось»«прийти на ось»«довести до оси»«упасть с оси»«не ломать ось», «общая ось», «танцевать на своих осях» и даже, со временем, «вне оси».

Баланс (исп. equilibrio) – самое главное, пожалуй, в любом танце: состояние равновесия как в покое, так и в движении, – особенно в повороте. Баланс тоже бывает «собственный» и «общий» («баланс пары»). Иногда можно не поминать всуе ось, но «быть в балансе»«выстроить баланс», «перенести баланс». Возможен баланс «со смещенной осью». В ходе занятий танго баланс развивается даже у тех, кто на месте юнкера царской армии предпочел бы позе аиста телесное наказание, а на своем месте падал в гололед и шатался под мухой. Тут важно заземление (уверенное ощущение пола), основанное на распределении масс, положении суставов и работе стоп.

Скрутка (torsión) – поворот грудной клетки относительно таза, таза относительно грудной клетки, или обоих сразу, а также положение или возможности тела в этом плане. Стоит отметить, что грудная клетка поворачивается вместе с объятием, а таз – вместе с ногами.


Диссоциация 
(disociación) – следствие скрутки, а именно, передача вращательного момента от верхней половины тела к нижней, или наоборот, через эластичный привод – мышцы спины и живота, видимая как движение разных «этажей» тела по спирали. Скорость закручивания и раскручивания спирали можно варьировать. Напротив, ассоциация(asociación) – это синхронный разворот грудной клетки и таза в одном направлении, как единого блока.

Объятие (исп. abrazo). 1) То, что в аргентинском танго заменяет бальную «рамку». Тонус мышц рук и спины нужен для передачи физической энергии и более тонкой информации. От положения рук зависят ощущения в паре, техника взаимодействия и внешняя картинка стилей: милонгеро / апиладо, салон, нуэво.

Выделяют закрытое («близкое») объятие с полным контактом, V-образным контактом и практически без контакта в груди, открытое («дальнее») объятие – на расстоянии округленной руки, и более универсальное«свободное объятие», которое меняется по ходу танца на более комфортное для конкретного движения.

Делиться теплом

2) В танго «руки нам даны, чтоб обниматься»: выражать доброту и нежность, мужскую надежность и женское доверие, радоваться ощущению другого тела, как радуются играющие звери. Объятие может быть страстным и волнующим, только не сальным. Деликатность – это чуткость и уважение к чужим границам, умение считывать степень открытости другого человека, не навязывать ему своих ожиданий сверх того, беречь его от ложных надежд. Одна тангера, темпераментная и чувственная сама по себе, поставила в подпись на форуме: «Ничего личного, просто идеальная женщина ))». А другой тангоман, счастливый в любви и оттого щедрый на позитив, каждое объявление о поисках партнерши на практику полушутя заканчивал фразой «интим не предлагать».

Контакт в определении для физиков – это сложение векторов силы (массы, умноженной на скорость) двух тел с минимальными потерями и разрывами. Сами векторы, как и их равнодействующие, при этом бывают наиразнообразнейшими. Без взаимной настройки не обойтись.

А-амплифицируем…

Для лириков: контакт – это… это когда двое обнялись, прислушались и начали двигаться совместно так, как удобно обоим. Мужчина ведет, ему важнее смело заявить о том, каков он. Женщине легче адаптироваться и беззаботно следовать. Так уж мы устроены от природы. Работа сместила акценты? Это излечимо. Оставим работу на работе.

1) «Он пригласил, она пошла, он сопроводил». Всё это заняло доли секунды. Физики, не спим! Партнер задал четко определенный диапазон движения, и два упруго связанных тела последовали друг за другом. Что при этом ощущают души, в меру своей поэтической одаренности? «Я ей рассказываю, она внимает рассказу.» – «Он поет мне, я подпеваю ему в унисон». – «Они поют в два голоса». Или даже так: «Наши нервы срослись, я только подумал, а она пошла». – «Я даже не знаю, это он так захотел или я.» Конечно, никакая это не телепатия, скажут биологи. Просто мысленный образ рождает мышечную готовность к соответствующему движению тела. А это микродвижение отлично считывается другим телом, при отсутствии помех и перебоев на линии связи.

Помехи со стороны партнера: недостаточно ясное намерение (размытый диапазон),  внезапное желание удивить (нерассчитанный вектор), эти придурки справа (запоздало прерванный импульс). Помехи со стороны партнерши: додумывание, угодливая «угадайка», посторонние мысли (в том числе об этих придурках слева). Неуверенность провоцирует неуверенность, так что здесь и далее будем подразумевать, что ошибка принадлежит всей паре. Так оно дружнее.

2) «Он предложил, она проинтерпретировала, он принял». Здесь у лириков получается эффект занимательного диалога, а физики объяснят себе так: партнер оставил определенные допуски по скорости и амплитуде, партнерша четко выбрала траекторию и предсказуемо проследовала по ней, инициируя окончательное совместное движение.

Разрыв со стороны партнера: «сама-сама, я покурю» (диапазон без закономерности). Разрывы со стороны партнерши: «и чо?» (нерешительность), «эх, разгуляюсь я, краса-девица» (сама идет, сама ногами машет, партнер остался не у дел или, что еще хуже, в роли шеста для стриптиза).

3) Он изменил положение своего тела в пространстве так, что для нее наиболее комфортной реакцией было сделать вот так. Почти что голая физика с геометрией, но ощущения бывают весьма лиричные. Легкая инерция партнерши создает впечатление «Я танцую ею». – «Он меня катает». – «Это еще кто из нас катается…» Легкое противодействие заданному вектору движения любимо на аргентинщине как исконно-самцовая игра «Жэнщина, одэньса и сопротивляйса!», в то время как для партнерши это ближе к «да, бери меня, еще!» Легкая расслабленность партнерши перерастает в «ее ноги – мои ноги» vs. «он погрузил меня в сладкий сон, сюжет неважен».

Но чрезмерная вялость одного заставляет другого жестко впахивать за двоих без надежды на внятный и разнообразный результат. А обоюдная грубость – это драка, обоюдная аморфность – пенсия. Да, и у таких манер находятся любители. Что характерно, чужие манеры заразительны, отчасти – управляемы.

И 1), и 2), и 3) широко преподаются и применяются. Забавно, что в аргентинской танго-лексике встречаются два обозначения ведения и следования«marcar responder» («показывать, намечать» и «отвечать»), а также «llevar seguir» («нести, управлять, перевозить» и «продолжать, следить, логически проистекать»). Вопрос на сообразительность: какой из способов контакта как уместнее назвать?

Трудно предугадать, кому что окажется комфортней на том или ином этапе большого пути. Не забудем и о Винни-Пухах, чей девиз «и того, и другого, можно без хлеба». Это совершенно естественно, ведь на разную музыку и разных людей мы отзываемся по-разному. Это делает танго неисчерпаемым удовольствием.

Бывает, правда, что техники обоим по отдельности (в смысле, в других парах) хватает, а «контакта нет»: не принимает тело, не откликается душа, не проинсталлированы совместимые программы, кто-то слишком заморочился техникой, забыв о смысле танца. )) Тут, как в разговоре. Или ищем пути навстречу, или вежливо танцуем о погоде в надежде на более благоприятное расположение звезд и настроений в другой раз, –  или понимаем, что другого раза в ближайшее время не будет. Ну, не судьба. Останемся друзьями.

Авторство: Aliento del Tango (аргентинское танго в Киеве).